Ярмарки
Товарная биржа
Гостиный двор
Мелочный базар
Обувной магазин на Пестеревской
Пассаж на Пестеревской
Книжний магазин на Большой
Рынок "Шанхай"
Гранд-Отель
Государственный банк
Русско-азиатский банк
На развитие торговли в первой половине XIX веке большое влияние оказывал Московский тракт. В эти годы проводилось его благоустройство от Иркутска до Нижнеудинска. Движение по тракту было круглогодичным. Московский тракт связывал иркутское купечество с Ирбитской ярмаркой и Кяхтой, через которую китайские товары шли на европейский рынок. Ярмарочная торговля расширялась и в Иркутске. Развивалась розничная торговля. Наиболее предприимчивая часть купечества разъезжала по округам, продавала чай, сахар, шелковые платки, ситец, китайские яблоки (китайки), а в северные районы везли и хлеб. В населенных пунктах начали действовать стационарные лавки, в городах и селах регулярно работали базары. Так постепенно развивался торговый капитал, формировалось иркутское купечество, в его составе числилось 136 фамилий.
В разряд купечества зачислялись не только местные купцы, но и иногородние, имевшие постоянные торговые точки и склады, а также зажиточные мещане и цеховые ремесленники, если они вносили определенную сумму капитала в казну, торговля в наибольшей степени сосредоточивалась в городах и крупных селах. Самым крупным городом был Иркутск. В нем в 1825 г. проживало более 14,4 тыс. человек. Жителями города были чиновники и канцелярские служащие, духовенство, купцы, мещане, мастеровые, цеховые, дворовые люди, крестьяне. Самым крупным сословием было мещанство. Мещане платили подушную подать, отбывали рекрутскую повинность, имели свой орган управления — мещанскую управу и мещанский суд по мелким гражданским делам. Мещане занимались городской торговлей, извозом, содержали постоялые дворы, харчевни, служили у купцов приказчиками, работали по найму. Разбогатевший торговец-мещанин превращался в купца. Господствующий слой общества составляли купцы и чиновники.
Торговля и купечество во второй половине XIX века
Главным источником создания капитала для иркутского купечества являлись торгово-ростовщические операции, золотопромышленность и винокурение. Через Иркутск проходили товары, предназначенные для Восточной Сибири. Товары закупались в Москве, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. Закупить старались летом, чтобы успеть доставить товар в Томск до начала зимы, а зимой уже все везли гужевым транспортом до Иркутска. В 1879 г. в Иркутск было привезено товаров на 14,5 млн. рублей. Здесь ежегодно проходили ярмарки, на которых часть привезенного товара продавали, а часть отправляли в Приленский край и Забайкалье.
Доставка товаров требовала значительных средств, поэтому торговля находилась в руках крупных торговых фирм. Мелкие купцы были посредниками этих фирм. Иркутские купцы через Кяхту везли товары из Китая и Монголии. В Китай вывозили пушнину, сукна, бумажные ткани, кожевенные и металлические изделия. Из Китая привозили чай, шелк-сырец, шелковые ткани, бархат, сахар. Российская казна от кяхтинского торга в отдельные годы получала до 6 млн. рублей пошлин. В большинстве случаев торговля шла по бартеру, то есть взаимному обмену. Особую статью дохода составляли модные в то время ткани: «пуантилье» всех разновидностей, «зибилен», «морской шевиот», «мышиная шкурка», «амазонское сукно» и другие.
Торговые обороты через Кяхту снизились в связи с проведением железной дороги. Кяхта находилась вдалеке от этого магистрального пути. Возник даже проект проложить железную дорогу от Кяхты до Мысовой, чтобы соединить этот торговый путь с сибирской магистралью, но проект остался неосуществленным. С 1887 по 1891 г. торговое движение по Иркутскому участку тракта выросло в 5 раз. Из Томска отправлялось до 70 тыс. возов в год, из них 30 тыс. доходило до Иркутска. Скорость движения грузов была небольшой. В сутки обоз шел 45—55 верст, а при плохой дороге — 30—35 верст, находясь в пути от 35 до 45 дней. Почти пятая часть населения Сибири была занята в «транспортной промышленности». Притрактовые поселения содержали постоялые дворы, сопровождали перевозку грузов, содержали мастерские по ремонту телег, саней, упряжи и всего, что могло сломаться, испортиться в дороге. Это была не только возможность обеспечить работой население, но и важная статья дохода. Притрактовые села отличались от других сибирских деревень богатством построек. В них было много кабаков, торговых лавок, а также ремесленников, ростовщиков и других лиц, обслуживающих торговые операции, гужевой транспорт и извоз. Это был доходный промысел для населения.
В пореформенный период в губернии активизировалась внутренняя торговля. В городах проходили ярмарки, стали постоянно работать базары, торжки. Получила развитие разъездная форма торговли. Сложились торговые центры и распределительные пункты, в их числе был Иркутск.
Для развития торговли и стабилизации рынка был необходим денежный кредит. Сеть кредитных учреждений в губернии только складывалась. К концу века здесь уже было несколько отделений различных банков — Государственного, Русско-Азиатского, Волжско-Камского, Сибирского торгового и банк Медведниковой, открытый в 1837 г. По размеру капитала он занимал в этот период первое место в Сибири. Медведниковский банк выдавал ссуды в основном купцам, мещанам и цеховым под б процентов годовых. Банк принимал в учет векселя иркутских и иногородних купцов, имевших торговлю и постоянное жительство в Иркутске, брал в залог каменные дома, фабрики, мастерские, купеческие и мещанские гостиные дома и даже их части. С 1851 по 1874 г. общая сумма оборотов этого банка выросла с 0,3 до 6,8 млн. рублей.