Вознесенский монастырь был заложен в 1672 году, одновременно с деревянной Спасской церковью.

Основание монастыря было положено старцем Герасимом с братией - людьми всякого чина и звания, в том числе, и монахами, - которые пришли в эти края вместе со строителями Иркутского острога. В 1669 году они удалились от острога на пять верст вниз по течению Ангары и здесь на левом берегу в местности, окруженной лесами и болотами, приступили к возведению первых домиков пустыни. Созданию обители содействовали начальник Иркутского острога боярский сын Иван Максимович Перфильев, казачий пятидесятник Иван Турчанин, преосвященный Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский, выдавший строителям благословенную грамоту в "двадцать седьмое лето (1672 год) царствования Царя и Великого князя Алексея Михайловича". Первой постройкой стала деревянная церковь Вознесения Господня, от нее и монастырь получил название Вознесенского. Эта церковь и церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа (1672 г.) Иркутского острога явились первыми культовыми православными постройками на Иркутской земле.К этому времени братией, состоявшей из трех иеромонахов, одного иеродьякона и нескольких монахов, построены были келии и ограда, которую строители провели по границе холма, повторив в плане его очертания - неправильного четырехугольника. Прошло семь лет, уже не было в живых отца Герасима, когда все постройки погибли в огне пожара. Возродилась обитель только в 1678 году иждивением старца Исайи с помощниками, ими были заново построены и церковь, и кельи, возобновлена ограда. Несколько лет спустя возведена была церковь во имя Тихвинской Божией Матери, освященная в 1692 году, ставшая впоследствии знаменитой.В эти годы царской грамотой были отданы во владение монастыря "довольное количество земли сенокосной и хлебопашной и лесов". С 1710 года монастырю принадлежала деревня Голоустная с рыбными ловлями на Байкале; некоторое время он владел Посольским Спасо-Преображенским монастырем и Братской Спасской пустынью при Братском остроге, впоследствие упраздненной. В 20-е годы XVIII века у Иркутского монастыря было 52 двора в деревнях и "в них крестьян мужского пола с малолетними 195 душ", к 1755 году таковых стало 464 души. В 1764 году Екатериной II были установлены штаты для российских православных монастырей, по которым Вознесенский мужской монастырь отнесен был к третьему классу. Из этого следовало, что он лишался почти всех своих вотчин и земель, во владении его оставлалось только шесть десятин пашенной земли да право на ежегодное содержание из казны в размере 806 рублей 30 копеек. Монастырь оказался в полунищенском положении, через несколько лет последовал еще один удар: пожар 1783 года уничтожил почти все здания, и положение монастыря стало критическим. Едва ли он продолжил бы свое существование, но...

Еще в 1727 - 1731 годах в стенах монастыря жил первый самостоятельный епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий Кульчицкий, человек высоких нравственных качеств, честный и неподкупный. Он был назван главой епархии после двух неудачных попыток отправиться начальником духовной миссии в Китай. Для монастыря же пребывание епископа имело большое значение: обитель в эти годы являлась центром епархиального управления, что выделяло ее в ряду других монастырей. Репутация ее была достоточна для того, чтобы продолжить развиваться и возвышаться даже тогда, когда преемники Иннокентия переселились в город. Спустя много лет после смерти Иннокентия (1731 г.) имя епископа вновь связывается с историей монастыря. Указом Святейшего Синода тело архирея, пробывшее нетленным многие годы, не тронутое огнем во время пожара 1783 года, признается за совершенные святые мощи, прославляется и открывается для всенародного чествования. 9 февраля 1805 года мощи торжественно переносятся в соборную Вознесенскую церковь, в 1808 году помещаются в кипарисовый гроб и раку из чистого серебра.

Монастырь в эти годы быстро отстраивается, заменяя деревянные постройки на каменные. За 1767-1809 годы поставлены три каменные церкви, одноэтажный настоятельский корпус, часовня над могилой схимонаха Герасима, тогда же монастырь опоясан каменной оградой, имевшей в окружности 220, а в высоту до 2-х саженей. С 1797 года монастырь значится второклассным, а с 1836 года возведен в первый класс. Значительно увеличено содержание из казны, на площадях в 150 десятин земли распахиваются новые поля, устраивается скотный двор, маслобойный и кирпичный заводы. В 1883 году для улучшения миссионерской деятельности при монастыре учреждается кафедра викарного епископа с наименованием его Киренским, с этого времени обитель именуется Иркутским Вознесенским Св. Иннокентия первоклассным общежительным мужским монастырем. Численность живущих в нем в разные периоды значительно колеблется: в 1900 году население его составляло 250 человек, а в 1914 году - только 143 человека, из которых: один настоятель, семь иермонахов, один архидьякон, девять иеродьяконов, один схимонах, восемь монахов, шесть указных послушников, тридцать два ученика, один учитель, двенадцать служащих и рабочих и три коровницы. Ежегодные доходы к концу XIX века составили 50 тысяч рублей. Со всех концов губернии шли в монастырь странники и богомольцы, бывали паломники из более отдаленных мест. В отчете по монастырю за 1913 год сообщаестя, что в том году обитель посетило 8544 человека всех званий и сословий. В истории Иркутского Вознесенского монастыря сохранились имена известных людей своего времени, живших в нем в разные годы. В начале XVIII века здесь бывал епископ Варлаам Косовский, находившийся на иркутском викариатстве (13 апреля 1708 года он освещал деревянную Тихвинскую церковь в городе - сообщает летопись). В 1719 году монастырь посетил Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский. В течение 33-х лет настоятелем обители состоял архимандрит Синессий (1754-1787гг.), при нем были построены первые каменные здания монастыря; в память о нем поставлена в 1865 году часовня над его могилой. Настоятелем монастыря в 1802-1806 гг. являлся молодой тогда архимандрит Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин), ставший позднее ученым-синологом с европейским именем. Проведя после Иркутска 14 лет в Китае во главе духовной миссии, изучив язык, он подготовил материалы для многочисленных переводов и исследований. Его труды по истории, географии, культуре Китая и других стран Восточной Азии оставили заметный след в отечественном востоковедении, под влиянием трудов Бичурина сложилась школа известных русских синологов.

Иркутский Вознесенский монастырь стал одним из первых очагов просвещения в Сибири. Указ митрополита Тобольского Антония от 24 февраля 1725 года гласил: "...учредить в том монастыре школу мунгальского языка, для учения во оную школу ныне мунгальского а потом китайского языков собирать причетнических детей и сирот к учению потребных...". Школа главной целью имела приготовление переводчиков с монгольского языка, что в то время было существенно необходимым. В 1728 году Иннокентий Кульчицкий создал при обители новую школу, не раздельную с первой, Славяно-Русскую, в которой начато преподавание русского и церковно-славянского а потом и латинского языков. С 1760 по 1839 годы школа находилась в Иркутске, в архирейском доме, но с 1839 года школа для обучения крестьянских детей грамоте была открыта в монастыре. Частые пожары не пощадили и учебные заведения - эта школа сгорела при пожаре 1876 года. С 1900 года при монастыре открылась начальная школа грамоты. В нее принимали в основном сирот. В 1909 году в ней прд присмотром особого воспитателя находилось 23 ученика, а в 1913 году - уже 40. В 1898 году в монастыре была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи.

В 1872 году по проекту В.А.Кудельского на месте одноименной деревянной церкви был воздвигнут величественный храм Вознесения Господня. Каждая из пяти крупных восьмигранных глав храма имела по четыре слуховых окошка и завершалась малой главкой с крестом. Входы устроены с трех сторон храма, перед каждым входом высокое крыльцо. Внутри у каждого из трех престолов - Вознесения Господня, Св. Иннокентия и Св. Митрофана и Тихона Воронежских - золоченые резные иконостасы на фоне малинового кармина, главный трехярусный, а боковые одноярусные. Иконостасы исполнены иконостасчиком В.В.Потаповым, крестьянином Пермской губернии, им же изготовлена резная золоченая сень над ракой Св.Иннокентия, поддерживаемая четырьмя золочеными колоннами. Рака, изготовленная в Москве на средства Иркутского купца И.П.Мыльникова, располагалась в правом приделе храма на особом амвоне и была окружена позолоченной решеткой. Над западными святыми воротами, перед которыми пролегал старый сибирский тракт, возвышалась стройная, как свеча, трехярусная колокольня. Построена она в 1881 году, по проекту архитектора Г.В.Розена на средства иркутского купца И.И.Базанова. На второй и третий ярусы, где расположен звон из тринадцати колоколов, ведет чугунная лестница, а завершается колокольня изящным восьмигранным шпилем с позолоченными яблоком и крестом.

В 1706 году была построена одна из древнейших сохранившихся к началу двадцатого века церквей - Тихвинской Божьей Матери. Замечательна церковь тем, что похороненное под ее алтарем тело епископа Иннокентия спустя 35 лет было найдено во время ремонтных работ совершенно невредимым. Уцелели мощи и в страшный пожар 1783 года, когда огонь погас на Тихвинской церкви.

Справа от Святых ворот в 1898 году на месте старого одноэтажного был построен двухэтажный каменный настоятельский корпус, в котором в верхнем этаже располагались покои настоятеля монастыря, епископа Киеренского, а в первом помещались кельи братии.

В юго-восточном углу обители находилась построенная в 1783 году двухпрестольная Успенская церковь. У северной стены Вознесенского храма стояла Смоленская церковь, освещенная в 1809 году.

Над восточным участком монастырской стены возвышалась двухъярусная башня с часовней схимонаха Герасима (1802 год), а у алтаря главного храма - часовня над могилой архимандрита Синессия. В северном углу монастырской территории близко друг к другу выстроились в ряд школа, библиотека, баня, братский корпус и хозяйственные постройки. Кроме этого в ограде обители находились роскошные усыпальницы знатных иркутских благотворителей Базановых, Бутиных и Трапезниковых. От Святых ворт к соборной церкви проложена была широкая аллея, вымощенная каменными плитами, обсаженная пихтами. Такие же аллеи соединяли настоятельский и братский корпуса со школой и соборный храм с Успенской церковью.

К сожалению, в Сибири в наши дни не осталось ни одного не только действующего, но и сохранившего полностью свой архитектурный облик монастыря. Не стал исключением и Вознесенский монастырь.

О событиях, развернувшихся вокруг обители после 1917 года, достаточно красноречиво свидетельствуют документы тех лет.

12 февраля 1918 года - "вопреки опубликованному декрету Народных комиссаров" настоятель монастыря епископ Зосима благословил преподавание закона божия в сельской подгородно-жилкинской школе.

26 марта 1920 года составлен акт о приемке властями сданного ценного имущества монастыря, не используемого при богослужении, с июля 1920 по январь 1921 года имеются многочисленные мандаты и расписки от советских и военных организаций о получени имущества монастыря во временное пользование.

Май 1920 года - арестован Чрезвычайной следственной комиссией по обвинению в контрреволюционной деятельности епископ Зосима (в миру Александр Сидоровский).

11 января 1921 года - надругательство Советской власти над святыней монастыря, "нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым... храм охраняется военным караулом, в марте того же года мощи увезены из Иркутска".

23 марта 1922 года в 11 часов утра - происходило изъятие церковных ценностей по распоряжению из Москвы (изъяты почти все золотые и серебрянные культовые предметы, в том числе ценности из усыпальниц, серебрянная рака).

27 октября 1923 года - подписан договор Подгородно-Жилкинской общиной верующих с Иркутским уездным исполкомом "на право пользования храма бывшего Вознесенского монастыря для религиозных целей" (с большим перечнем обязательств верующих и священнослужителей).

Последнее упоминание о монастыре в делах государственного архива датируется 1925 годом, когда жители села, а также верующие люди приходящие из города приходили на богослужение в соборную церковь, ставшую к этому времени приходской.

Из всех монастырских зданий и церквей сохранились до наших дней два братских корпуса, школа, библиотека, баня и ризница. Судьба их могла стать также печальной, если бы в них не было постоянной практической необходимости. В них и теперь живут люди. Обезглавленная Успенская церковь превращена в клуб.

С 1998 года в Успенской церкви возобновлена духовная служба.


Назад