Железнодорожный вокзал Железная дорога
Первый железнодорожный поезд
Железнодорожный вокзал

Сооружение железной дороги на территории нашего края проходило в 1897 и 1898 годы. В Иркутске шли споры о том, по какой части города она должна пройти, где будет находиться вокзал. Городской голова В.П. Сукачев не раз обращался к генерал-губернатору, предлагая приемлемые варианты решения, из которых был отобран наиболее удобный для осуществления. На Кайской горе был построен кирпичный завод. В Глазковском предместье строили жилье для железнодорожных рабочих и больницу. Был объявлен конкурс на проект вокзала и товарной станции. Лучший из них был утвержден и началось строительство.

Главным орудием труда были топор, пила, лопата, кайло и тачка. Вот как описывал один из очевидцев расчистку трассы: «Целые дни, стоя по колено, а иногда и по грудь в рыхлом и мокром снегу, в легкой одежонке, в истоптанных и дырявых лаптях или броднях, рабочие рубят дремучую сибирскую тайгу, оттаскивают могучих великанов в сторону, выкорчевывают громадные пни и коренья. Работа египетская. Нужно обладать железной волей, удивительной выносливостью, чтобы изо дня в день по 15—16 часов в сутки мужественно переносить все эти невзгоды и преодолевать естественные препятствия сибирской суровой природы». Эти заметки очевидца были опубликованы в журнальной книжке № 10 «Сибирского вестника» за 1895 год.

27 июля, как записал в «Летописи города Иркутска» Н. С. Романов, «рельсы уложены до Иркутного моста, до Иркутска долетают свистки паровоза».

18 (28 по новому стилю) августа 1898 г. первый поезд прибыл в Иркутск. Это было большое событие, «настоящий праздник», писал об этом И. И. Попов в книге «Забытые иркутские страницы». Вокзал был украшен флагами, гирляндами, звонил колокол. Люди приветствовали первый поезд криками ура и всеобщим ликованием. Железнодорожный вокзал соединялся с городом понтонным мостом через Ангару. Скорость поезда тогда была 12 верст в час. Курьерский поезд, как самый быстрый, до Москвы ехал 9 суток. Это было намного быстрее, чем на лошадях.

Долгое время поезда от Омска до Иркутска шли по одному пути. Составы доходили до Байкала, а через него переправлялись на ледоколе «Байкал». Он мог одновременно вместить 25 вагонов с грузом. Затем был построен ледокол «Ангара» для перевозки пассажиров. От станции Байкал до Мысовой в зимнее время ледоколам приходилось пробивать лед до одного метра толщиной.