В 1891 г. в Иркутске построили первый понтонный мост. Он уже надежнее связал центр города с Глазковским предместьем, где быстрыми темпами развивался железнодорожный узел.

Днище крепилось к кокорам железными костылями и деревянными нигилями. Понтоны обязательно должны были быть околочены конопатью из старых смоляных канатов. Подводную часть делали только из лиственницы, а потом обивали ее железом. Между собой понтоны соединялись брусьями. Несколько раз в году понтонный мост разводился. Для этого рубили брусья, и части моста течением прибивало к берегу. Потом стали разбирать только центральную часть.

В самом Иркутске существовало множество небольших и средних мостов, переходов, мостков. Все они были деревянные. Из архивных данных следует, что между плашкоутной переправой через Ангару и Вознесенским монастырем располагалось целых семь мостов. Известны Знаменский мост в Знаменском предместье, тюремный мост через Ушаковку, дощатый мост на рыбном базаре Арсенальской площади, лереход через Пшеничный ручей, который пересекал Госпитальную улицу в Рабочем предместье.

В 1914 г. был даже разработан проект постоянного металлического моста. Давняя мечта иркутян осуществилась лишь в 1935 г. В июля этого года Наркомат путей сообщения утвердил проект инженера П.Н.Поликарпова и архитектора И.А.Француза. Построили мост в кратчайшие сроки. Открытие было 16 ноября 1936 г., а в середине декабря он был уже сдан в постоянную эксплуатацию.

МОСТ ЧЕРЕЗ Р. УШАКОВКУ

р. Ушаковка

Сильным наводнением летом 1869 года были разрушены оба моста через Ушаковку. Не в первый раз городу пришлось проводить восстановительные работы: проекты и сметы были составлены архитектором В.А.Кудельским, деньги пожертвованы гражданами Иркутска и нерчинскими купцами Бутиными. К ноябрю 1876 года полностью восстановлены верхний и нижний мосты и дамба.

ПЛАШКОУТ

Ангарский мост

Плашкоут Московского перевоза у причала на правом берегу Ангары. На противоположном берегу (острове Любви) видна вторая пристань, а правее - мост, соединяющий Московский тракт с островом.

Пристань Московского перевоза на правом берегу в разные годы располагалась в двух пунктах: в районе городского сада у Спасской церкви и в створе Ланинской улицы у Московских ворот. У Московских ворот переправа находилась с начала 1860-х годов до 1883 года и с 1898 года до ликвидации переправ.

В связи с постройкой понтонного моста через Ангару и шпренгельного через Иркут, Троицкий перевоз стал главным. На Московском перевозе с 1892 по 1898 год плашкоут не работал, перевоз осуществлялся только на карбазах. Но с 1898 года плашкоутную переправу возобновили.

ПОНТОННЫЙ МОСТ

Понтонный мост через Ангару

Понтонный мост через Ангару сооружен в 1891 году по проекту архитектора В.А.Рассушина. Открытие и освящение моста было приурочено к дням посещения Иркутска наследником цесаревичем Николаем. Торжества прошли 24 июня 1891 года в его присутствии. Поэтому понтонный мост назван был Николаевским.

В 1890 году Иркутская городская Дума, узнав о предстоящем визите цесаревича Николая, "единогласно признала своею священной обязанностью ознаменовать дни пребывания дорогого Гостя в Иркутске чем-либо полезным и достойным воспоминания в будущем.., постановила построить понтонный мост через р.Ангару, шпренгельный мост через р.Иркут и новый тракт от нового моста до Вознесенского монастыря.., понтонному мосту присвоить наименование "Цесаревича Николая".

АНГАРСКИЙ МОСТ

Ангарский мост

Начало строительства - 1931 г, ввод в эксплуатацию - 7 ноября 1936 г. Длина - 1245 м, ширина - 18 м. Длина пролетов - крайних - 70 м, средних - 80 м. Общая стоимость - 43 миллиона рублей. Количество уложенного бетона - 45 тысяч тонн. На опалубку ушло 68 тысяч кубометров леса. Возведен на 5 речных и 32 береговых опорах. Количество рабочих - до полутора тысяч человек.

Первые работы по строительству моста начались в 1931 году с постройки жилых бараков и мастерских. Городок строителей располагался у сада Парижской коммуны и на месте бывшей мебельной фабрики "Байкал". Песок, гравий и бутовый камень для строительства брали на Иркуте в каменоломнях у устья р. Каи, существующих с XVII века. Гранит для облицовки добывали в пади Шумиха, на берегу Байкала. При строительстве использовались кессоны, давление в которых доходило до 2,5 атмосфер. Укладка бетона производилась в опалубку. 'Чтобы ее изготовить, на правом берегу, вплоть до нынешнего Иргиредмета, сделали деревянный настил и на нем в натуральную величину выполнили чертеж длиной в 80 и шириной в 10 метров.


Назад