Авиазавод

В 1894 году в семи километрах от Иркутска со строительством железнодорожной сортировочной станции возник поселок Иннокентьевский (по имени епископа, отправленного Петром Первым в Китай с миссией и случайно осевшего в Иркутске), послуживший в дальнейшем основой для формирования обособленного городского района Иркутска II. Население поселка с 1901 до 1917 года увеличилось с 996 человек до 8275 человек.

Строительство Транссиба вызвало большой приток населения. Ехали целыми семьями не только со всей России, но и из соседних стран — Венгрии, Польши, Чехословакии. В 1905 году в поселке насчитывалось 474 двора, было 7 улиц и пять переулков. Основная жизнь Иннокентьевского была связана с железной дорогой, а его элитой были рабочие и служащие депо. Но были и свои антигерои. Например, непослушных детей до сих пор пугают некоей Бахмутихой: "Вот придет Бахмутиха". Согласно легендам, эта вечно пьяная и сквернословящая баба верховодила бандой оголтелых убийц. Культурные запросы населения ограничивались развлекательным чтивом, которым снабжал напрокат местный букинист Оснач. Еще был частный иллюзион, в котором народ смотрел фильмы с участием Веры Холодной. Были и свои революционеры.

Остались свидетельства о том, что в 1905 году на станции была организована стачка против самодержавия. В годы Гражданской войны, когда город переходил из рук в руки то к белым, то к красным, одной из главных арен сражений стал Михайло-Архангельский храм. До сих пор живет и здравствует очевидица тех времен прихожанка церкви Анна Васильевна Бутаева, которой в этом году исполнилось 102 года! Она помнит, как сначала в церковь пришли белые. Запугав всех священников, они занесли пулеметы на колокольню — стали стрелять. Позже они отступили, а город захватили красные, которые расстреляли отца Алексея прямо во дворе храма за то, что он не разрешал им затаскивать пулеметы на колокольню.

Однако в неменьшей степени зверствовали и белые. Так, вошел в легенду Евгений Шпачек, именем которого названа одна из улиц в Иркутске II. Шпачек был одним из активистов становления советской власти в районе. В 1918 году белочехи повесили Шпачека в железнодорожной роще при большом стечении народа. Причем несчастный срывался с дерева два раза и нашел смерть только на третьем суку. Последующие годы ознаменовались невиданным в поселке разгулом преступности (бандитов называли кошевочниками). Разбойники не таясь нападали на местную управу, зверски убивали и грабили ни в чем не повинных обывателей.

В 1920 году в ознаменование третьей годовщины революции исполком горсовета принял решение о переименовании Иннокентьевского поселка в поселок Ленино. Через семь лет он был присоединен к городу Иркутску.

Следующий значительный этап жизни Иркутска II был связан с началом строительства Иркутского машиностроительного завода в 1932 году. Вот как вспоминает о том времени Николай Бердников, писатель и старейший работник авиазавода: "О том, что здесь будут строить военные самолеты, не было даже намека. Называлось просто — "стройка 125". Для чего — не разглашалось. Когда я в 1936 году после ФЗУ пришел сюда на работу, с меня тоже взяли подписку о неразглашении. Потом заводу присвоили имя Сталина."

Завод строили на голом энтузиазме кирками и лопатами в духе романа "Как закалялась сталь". Скученность и антисанитария в бараках вызвали эпидемию сыпного тифа. Несмотря на все это, завод был пущен в строй уже через два года, в 1934 году. В 1937 году, согласно данным книги "Жертвы политических репрессий Иркутской области", сотни рабочих завода легли на плаху красного колеса. Сейчас появились сведения о том, что на территории самого завода находился гулаговский лагерь. По воспоминаниям Дмитрия Петрова, одного из бывших заключенных этого лагеря, людей содержали по 500 человек в сорокаметровых землянках. Каждое утро истощенные до крайности люди отправлялись долбить мерзлый грунт отводных каналов в пойме Ангары. После войны завод не раз менял свое название. Сегодня он известен как ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение". В последние годы ИАПО осуществило ряд интересных и перспективных разработок. Его детище — самолет СУ-30 вывел Россию в лидеры на мировом рынке авиатехники.

На заводе до сих пор царит некая советская атмосфера: на площади перед центральной проходной на всю округу вещает радио. Туда-сюда снуют люди, причем поток людей, по количеству сравнимый с потоком на рынке, строго ограничивается временем: под конец обеда он иссякает и вновь возобновляется в половине пятого вечера. На заводе строжайшая производственная дисциплина: если опоздаешь на смену на несколько минут — затаскают с пропусками, и в итоге опоздаешь еще больше.

Сейчас предприятие строит себе новый корпус заводоуправления. Впечатляющие конструкции из арматуры и стекла расположены неподалеку от старого административного здания авиазавода.

В военные годы в Иркутск II были эвакуированы специалисты из Москвы. Многие так и осели здесь навсегда, но до сих пор изъясняются с присущей москвичам певучей интонацией. Старожилы считают, что их район с помпезными сталинками очень напоминает Москву. Возможно, так и есть. Но улица Авиастроителей в Иркутске II — это вообще нечто особенное. Издали двухэтажные коттеджи с затейливыми башенками смотрятся как тихая улочка в каком-нибудь Баден-Бадене. Проходящая мимо почтальонша объясняет, что эти коттеджи были построены сразу после войны для заводской элиты. Теперь многие из них уже ушли в мир иной, а новые руководители авиапредприятия живут не здесь.

Помимо часовни, построенной на месте падения "Руслана" в 1997 году, а также очень популярной среди верующих Михайло-Архангельской церкви, музея на станции Иркутск-Сортировочный, в Иркутске II есть и другие места "с историей", заслуживающие внимания. Например, роддом на улице Шпачека. Мрачные легенды ходят вокруг этого здания. Оказывается, раньше на месте роддома было кладбище. Местные жители видят в этом причину того, что новорожденные заболевают стафилококком. Еще одна достопримечательность района — реликтовые болота. В них были обнаружены какие-то совершенно уникальные водоросли и микроорганизмы. Сюда, несмотря на неблагоприятную экологическую обстановку, каждый год прилетают гнездиться утки. К сожалению, многочисленные оптовые рынки наступают на болота. Население Иркутска II составляет около 50 тысяч человек.

Здесь есть 12 детсадов, гимназия, пять школ, школа рабочей молодежи и профтехучилище на базе авиазавода.

В Иркутске II — 89 улиц и переулков.

Жилищное хозяйство обслуживают две организации — РЭУ "Жилкино" и ЖКУ "Иркут".

В районе имеется современный плавательный бассейн "Кристалл", который раньше принадлежал авиазаводу. Недавно бассейн отремонтировали, и сейчас в нем может искупаться любой иркутянин. Есть Дворец культуры имени Гагарина и станция юннатов.


Назад