В 1907 году по инициативе французской газеты "Матэн" был устроен автомобильный пробег из Пекина в Париж вдоль Сибирского тракта на Москву и Варшаву. Путешественники выехали из Пекина 27 мая в составе 3 французских, 1 голландского и 2 итальянских экипажей.

Первый итальянский экипаж на моторе "Италия" в 28 лошадиных сил возглавлял принц Сципион Боргезе, путешествующий со своей супругой Анной-Марией. Второй итальянский экипаж на "Фиате" в 24 лошадиных силы управлялся графом де Гроппелем. От Голландии был представлен автомобиль "Спикер" в 15 лошадиных сил, за рулем которого был Чарлей Годар. От Франции: автомобиль N 1 "Де дион бутон" в 10 лошадиных сил. Кондуктор - Ж.Кормье, механик - Евгений Лелувье. Второй экипаж той же фирмы N 2, такой же силы. Кондуктор - В.Коминьон, механик - Ж.Бизак, пассажир - Жан де Тайльс, журналист, сотрудник газеты "Матэн". Третий экипаж - "Конталь" в 6 лошадиных сил. Кондуктор - Авгутс Понс, механик - Октав Фуко.

Награда победителям была учреждена в 100000 франков.

От Пекина через степь Гоби до Кяхты путешественников сопровождал конвой китайской конницы, на русской территории его сменили казаки.

Маршрут пробега был намечен такой: Пекин - Калган - Урга - Маймачин (Китай) - Кяхта - Култук - Иркутск - Зима - Нижнеудинск - Красноярск - ст.Обь - Омск - Петропавловск - Курган - Златоуст - Бирск - Елабуга - Казань - Нижний Новгород - Вязники - Владимир - Москва - Смоленск - Борисов - Брест - Литовск - Варшава - Кутно (Россия) - Берлин - Кельн - Брюссель - Париж.

Дистанция пробега равнялась приблизительно 10 тыс. км.

18 июня в 9 часов 8 минут вечера к Амурской заставе Иркутска прибыл головной автомобиль принца Боргезе, где его встречало Иркутское общество велосипедистов-любителей во главе с председателем Н.В.Яковлевым. Принца и его спутников препроводили для отдыха в дом купца С.Н.Родионова. Н

а следующий день на "Циклодроме" было устроено радушное чествование прибывших гостей.

Нужно отметить, что их путешествие чуть было не омрачилось несчастьем: автомобиль принца Боргезе застрял на одном из бесчисленных мостов перегона Кяхта-Мысовая. При провале через мост машина, к счастью, получила незначительные повреждения, которые были исправлены на месте.

20 июня, в 11 часов дня принц со своими спутниками, сопровождаемый Иркутским обществом велосипедистов, отправился в дальнейший путь.

Остальные участники пробега прибыли в Иркутск 22 июня, остановились в гостинице "Гранд-Отель" и 23 июня двинулись далее по маршруту.

31 июля автопробег, длившийся чуть более двух месяцев, финишировал в Париже. Головной автомобиль принца Боргезе был встречен овацией. Спустя год, в 1908 году та же газета "Матэн" решила удивить мир новым автопробегом из Нью-Йорка в Париж через Берингов пролив.


Назад